Если рассматривать организм на клеточном уровне, его структурной единицей...
Конспект урока русского языка
3 класс, «Школа России»
Тема урока:
Чередование согласных в корне слова.
Подготовила и провела:
Головатюк В. В.
Формирование представлений о чередовании согласных в корне слова;
Введение в активный словарь школьников формулировки чередование согласных в корне слова;
Формировать практический опыт правописания слов с чередующейся согласной, безударной гласной и парной согласной в корне слова;
Развивать самостоятельность мышления и познавательную активность учащихся;
Воспитывать уважение друг к другу.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы за парты сели ровно.
И к работе все готово.
2.Чистописание.
- Начнем с чистописания.
- Угадайте, какие буквы мы сегодня будем прописывать:
Хохлатый хилый хорек,
хрумкая хвощ,
хвастался холеным хвостом.
На доске записывается буква
У Маши на кармашке
Расцвели ромашки.
На доске записывается буква
- Посмотрите на эти буквы.
- Что вы можете сказать о звуках, которые они обозначают?
Запишите эти буквы, чередуя их. А что значит « чередуя», как вы понимаете это слово?
- Чередовать, значит следовать по очереди, сменяя друг друга.
3.Подготовка к изучению новой темы.
- Отгадайте загадку:
Смех-смех
Летом снег.
Вихрем в воздухе летает.
Почему же он не тает?
-Что это?
-Правильно, это пух.
-Запишите это слово в тетради.
-Подберите к нему однокоренные слова. (по мере подбора учитель и дети записывают слова в тетради).
Пух, пушинка, пушистый, пуховой, пуховик.
Выделим корень.
- Что вы заметили? (ш и х меняются).
- Такая замена называется чередованием и это тема урока сегодня.
(Учитель записывает тему на доске).
-Какие же буквы чередуются в словах, которые мы записали? (Ш-Х )
Учитель вывешивает на доску карточку с этими буквами.
-Только ли эти буквы могут чередоваться?- давайте посмотрим.
4. Работа по теме урока.
1. На доске слова:
Снег
Берег
Пирог
Сапог
-Что общего у этих слов?
- Объясните написание парной согласной на конце.
- Образуйте новые слова при помощи суффикса -ок и запишите их парами в тетради.Один ученик у доски.
Какие слова получатся?
- Выделите корень. Как меняется последняя согласная? (г меняется на ж). Подчеркните последнюю согласную в корне. Учитель вывешивает на доску табличку с парой г-ж.
- В какой части слова это происходит? (в корне слова).
- Как называется это изменение согласных в корне? (чередованием).
Давайте прочитаем в учебнике на стр. 120 новые сведения о русском языке.
5. Закрепление.
1. Какие еще буквы могут меняться в корне? Давайте посмотрим.
- Прочитайте слова:
Сады, сажать, рассада, сажа, саженцы.
Река, речка, речушка, речь, реченька.
Рука, ручка, ручей, ручонка, ручной.
- Можно ли слова каждой строки назвать однокоренными?
-Почему нет? Выделим корень в однокоренных словах.
- Какие звуки чередуются в этих корнях?
Д-ж, к-ч.
ФИЗМИНУТКА
Руки в стороны в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре-
Полетел наш самолет!
Работа по учебнику.
- Упражнение 74 на стр. 119.
- Прочитайте стихотворение Елены Трутневой.
-Вставьте пропущенные буквы.
- Какие буквы вставили? Почему?
-Какое задание предлагается выполнить в упражнении, прочитайте.
- Ответьте на вопросы:
1) Кого Мороз отряхнул с рукавов?(Один ученик записывает ответ на доске):
Дед Мороз отряхнул с рукавов снегирей.
2)Что лежит под высокой березкой?
Под высокой березкой лежит снежок.
3) Что сбросит сорока с веток?
Сорока сбросит с веток снежный ком.
-Найдите в этих предложениях однокоренные слова. Выделите в них корень. Какие буквы чередуются?
-Подчеркните главные члены предложений и укажите, какой частью речи они выражены. У доски это задание выполняет………………………….
-Какие словосочетания можно выписать из этих предложений?(Устно)
- А сейчас вы поработаете самостоятельно и найдете, какие еще буквы могут чередоваться в корне слова.
3. Словарная работа.
Мороженое-
Огуречный-
Столичный-
Яблочный-
-Найдите в словаре однокоренные слова и запишите пары. Выделите в них корень и подчеркните буквы, которые меняются. Самостоятельно.
Проверка :-Какие буквы подчеркнули?
- Что общего у слов 1 столбика? У 2? У всех слов?(Непроверяемая безударная гласная).
- И последнее задание, где вам будет нужно показать все свои знания и умения.
6. Письмо по памяти.
-Прочитайте маленькое стихотворение.
По узкой тропинке
Гусиным шажком
Гусиное войско
Шагает гуськом.
- Назовите однокоренные слова с чередующейся согласной. (ж-г).
-Какие еще однокоренные слова здесь встретились?
-Что значит «гуськом».
- Как вы представляете себе «гусиное войско»?
-Что значит «гусиным шажком»?
-Какие орфограммы здесь встречаются? Подберите проверочные слова.
-Прочитайте это стихотворение и постарайтесь запомнить для письма по памяти.
Через 1 минуту учитель закрывает запись и дети записывают стихотворение по памяти.
Взаимопроверка.
7. Итог урока.
- Итак, подведем итог.
- Как называется замена звуков в корне однокоренных слов?(чередованием).
-Какие буквы могут чередоваться в корне слов?
-А могут ли другие буквы чередоваться? – об этом вы узнаете на следующем уроке.
7. Домашнее задание.
Стр. 120 упр.78.
- Вам нужно будет выписать однокоренные слова группами и разобрать их по составу.
Чередованием называется закономерная замена одного звука другим в основах родственных слов или в основах форм одного и того же слова, например: слух – слуш ать (х чередуется с ш ); сбро сить – сбра сывать (о чередуется с а ); воз ит– вож у (з чередуется с ж ).
Чередоваться могут не только звуки, но и звукосочетания: сжа ть–сжим ать (а чередуется с им ). Звук может чередоваться с нулём звука: со н–сна, кусо к, – куск-а (о чередуется с нулём, звука).
Одни чередования объясняются законами произношения, действующими в настоящее время (о них см. § 63, 71, 74). Такие чередования называются фонетическими, и их изучает фонетика. Другие чередования вызваны законами произношения, уже прекратившими своё действие. Некоторые из этих древних чередований продолжают сохраняться в языке. Такие чередования называют историческими или морфологическими; их изучают в морфологии и словообразовании.
Морфологические чередования могут использоваться в качестве вспомогательного приёма для образования грамматических форм и слов; например, при образовании формы несовершенного вида отбрасывать от совершенного отбросить использован не только суффикс (-ыва- вместо -и -), но и чередование гласных (а вместо о ); тот же приём в случаях: застроить – застраивать; обработать – обрабатывать и т. п.; при образовании слова горчичник от слова горчица используется не только суффикс -ник, но и чередование ц – ч .
Ниже для справок даются таблицы морфологических чередований гласных и согласных звуков в том виде, в каком они сохранены на письме. В произношении эти чередования могут быть изменены.
Таблицы морфологических чередований.
ЧЕРЕДОВАНИЯ ГЛАСНЫХ (ВАЖНЕЙШИЕ СЛУЧАИ)
1)е –ё: се льский – сё ла, весло – вё сла
2) о –нуль звука: со н – сна, кусо к – куска
е – нуль звука: де нь -– дня, оте ц – отца
3) у – ов: ку ю – ков ать, сну ю – снов ать
ю –ев: клю ю – клев ать
4)а(я) – и– ин: жа ть – жну – пожин ать; мя ть -– мн у – примин ать. а(я) – м– им: жа ть – жм у – пожим ать; взя ть – возьм у– взим ать
5)е – о – нуль звука –и: бе ру – сбо р – собрат – соби рать
6) у – о – ы : сухо – сохнуть – засыхать
7) о – нуль звука –.ы : посо л – послать – посы лать
8) о –а: хо дит – заха живает, про сит – выпраши вает
ТАБЛИЦА ЧЕРЕДОВАНИЯ СОГЛАСНЫХ
1) к – ч: пе ку – печ ёшь, привлек у – привлеч ёшь, рыбак – рыбач ий
г – ж : бег у – беж ишь, жг у – жж ёт, творог – творож ник
х – ш: пух – пуш истый, ух о – уш и
2) с –ш: нос ить – нош у, кос ить – кош у
з – ж: маз ать – маж у, близ ок – ближ е
ск – ст – щ: пуск ать – пуст ить – пущ у, густ ой – гущ е
т – ч: ответ – отвеч у, свет ить – свеч у
д –ж: ход ить – хож у, вод ить – вож у
б – 6л; п – пл : руб ить – рубл ю, куп ить – купл ю
в – вл;ф –фл: лов ить – ловл ю, граф ить – графл ю м –мл: слом ить – сломл ю
3) к –ц: лик –лиц о, моряк –моряц кий
г – з: друг – друз ья, княг иня – княз ь
4)д, т – с : плет у–плес ти, привед у – привес ти
5) к, г–ч (из сочетанийкти, гти ): пек у–печ ь (из пекти), стерег у – стереч ь (из стерегти)
Примечание. Кроме чередований согласных, в корнях наблюдается выпадение смычных согласных на конце корня, особенно часто перед суффиксом-ну – в глаголах: плеск-а-ть–плес-ну-ть; двиг-а-ть–дви-ну-ть; кид-а-ть–ки-ну-ть:шепт-а-ть – шеп-ну-ть; по-гиб-а-ть – с-ги-ну-ть; у-топ-а-ть – у-то-ну-ть.
Перед суффиксом -л в прошедшем времени глаголов выпадают согласные д и т: вед-у – вёл , плет-у – плё-л .
Изредка наблюдается выпадение согласных и в других случаях, например: ед-а – ем (вместо ед-м).
В начале корня иногда выпадает согласный в после приставки об -: за-вёрт-ыва-ть – об-ёрт-ыва-ть (вместо об-вёрт-ыва-ть).
Чередования звуков, вызванные наличием в русском языке старославянских основ.
1. Полногласие и неполногласие
Полногласием в русском языке называют стоящие между согласными звукосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -еле- (-ело- ), которым в старославянских основах соответствуют сочетания -ра; -ла; -ре-, -ле- (называемые неполногласием): горо д–гра д, воло ку–вле ку. голо с – гла с, о-шело м-ить – шле м, бере г – бре г.
2. д – ж – жд; т – ч – щ
Чередование д – ж исконно русское, а д– жд старославянское; чередование т – ч исконно русское, а т – щ создалось на почве старославянского языка. В современном русском языке в связи с проникновением в него элементов старославянского языка имеем чередования: д – ж – жд и т – ч – щ : ход ить – хож у – хожд ение; вод ить – вож у – вожд ение, свет ить – свеч у – освещ ение.
Морфологические чередования происходят в пределах одной и той же морфемы: ног -а – нож -к-а, рук -а – руч -к-а, руч -н-ой, руч ищ-а; книг -а – книж -ка – книж -н-ый.
Части слова, различающиеся лишь чередованиями, являются разновидностями одной и той же морфемы. Так, одну и ту же морфему составляют рук-/руч-, ног-/нож-, книг-/книж-, бег-/беж- (бегу – бежать), нос"-/нош- (носить – ношу).
Упражнение 98 . Спишите, выделяя корни слов и подчеркивая гласные (или сочетания звуков), которые чередуются.
Ель – ёлка, испекли – испёк; седло – сёдла, сон – сна, день – дни, лён – льна; заведёт -–заводит; соберу – собрать – собираю – сбор; затёрли – затрут – затирают – затор; посол – послать –посылать; взор – зрение – озираться; коснуться – касаться; предложить – предлагать; пожнёт – пожал – пожинал; примнёт – примял – приминал.
99. Докажите, что следующие слова по происхождению однокоренные.
Куёт – оковы; снуёт – основа – основательный, дух – дыхание – вздох; призыв – воззвание – зов; постель – подстилка; заперли – запирали – запор.
100. Спишите, выделяя корни и подчёркивая чередующиеся согласные.
Пахать – пашет, скакать – скачет, брызгать – брызжет, искать – ищет, плясать – пляшет, мазать – мажет, хлопотать – хлопочет, глодать – гложет, хлестать – хлещет, послать – пошлёт, колебать – колеблет, дремать – дремлет.
101. Читайте и указывайте, какие слова имеют русское чередование, какие – старославянское.
Водить – вожак – вождь; город – горожанин – гражданин; ведать – невежда – невежа; принудить нужный – нужда; могу – во всю мочь – мощь.
В русском языке распространено такое явление, как чередование гласных в корне слова (вариантов чередования и корней с ним очень много), но встречаются и корни с чередующимися согласными. Есть несколько наиболее характерных разновидностей смены согласных и определенное объяснение данного явления в целом. Оно заслуживает отдельного внимания, поскольку такие чередования обязательно нужно запомнить.
Чередование согласных в корне слова: какие из них чередуются между собой и почему
На самом деле вариантов чередования согласных в корне очень много. Вот самые распространенные пары-тройки:
г\ ж\ з - друг- дружить- друзья; т\ ч\ щ- свет- свеча- освещение; д\ ж\ жд- труд- тружусь- утруждать; ц\ч\к – лицо-личико-лик; с\ш\х – лес-леший, пахать-вспашка; щ\ск-ст – мощеный – мостить, лощеный – лоск; б\ бл- любовь- люблю; в\ вл- ловить- ловля; м\ мл- ломить- преломление; п\ пл- лупить- луплю; ф\ фл- графить- графлю.
Объяснение этих процессов учеными-лингвистами достаточно простое: чередование образовалось в результате упрощения произношения, причем изначальный смысл звуков по мере протекания этого процесса утрачивался.
В ученой среде бытует несколько ироническое выражение, которое звучит как “так сложилось исторически”. Оно объясняет многие непонятные явления в русском языке, в том числе и чередование согласных в корне. На самом деле такое объяснение имеет смысл – за каждой парой или тройкой чередующихся согласных в корне стоит длительный процесс языковых перемен.
Важно отметить, что значение корня при чередовании совершенно не изменяется, единицы с чередующимися согласными в корне слова продолжают считаться родственными и образуют лексические группы. При этом определить, какой именно звук считать основным, возможно не всегда, хотя в большинстве случаев какой-то согласный все-таки берется за точку отсчета.
Обычно чередование согласных имеет место в конце корня, на его границе с суффиксом или окончанием. Правил, согласно которым происходит это чередование, нет, в основном его просто нужно запомнить.
Прежде, чем закрепиться в письменной речи, то есть стать грамматической нормой языка, такие чередования возникли в устном общении людей.
Что мы узнали?
Кроме корней с чередующимися гласными, которых в русском языке очень много, если и корни с чередующимися согласными. Они образуют не только пары, но и тройки чередования, при этом меняется только форма корня, но не его значение. То есть получается, что слова, в которых корни имеют одно значение и отличаются только согласной, являются такими же родственными как и те, в которых корни имеют одинаковый вид. Чередование согласных в корне является следствием разнообразных исторических процессов, которые в итоге привели к упрощению произношения и утрате согласными своего изначального значения. Первоначально изменения произошли в устной речи, а потом закрепились и кодифицировались в письменной, став нормой русского языка.
1. Корень - общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одинаковым корнем называются однокоренными .
Вод а, вод ный, подвод ный, подвод ник, надвод ный, навод нение, павод ок и др.
Корень может состоять из нескольких звуков (ид ёт ) или из одного звука (пой ти ).
2. В сложных словах выделяются два и более корня.
Вод опровод, веч нозелён ый, бел о-син е-красн ый.
В сложных словах корень (или корни) может быть представлен в усечённом виде.
Корпункт - кор(респондентский) пункт, вуз - в(ысшее) у(чебное) з(аведение).
3. В русском языке встречаются корни-омонимы.
Вод а, подвод ный - вод ить, провод ник; сыр , сыр ок, сыр ный - сыр ой, отсыр еть, сыр ость.
4. При образовании слов и форм звуковой облик слова может меняться. Обычно это исторические чередования гласных и согласных. Их необходимо учитывать при выделении корней, при подборе однокоренных проверочных слов и т.д.
Ср.: книга - книжечка; пахать - пашу; светить - свеча, освещение; рот - рта.
Приведём примеры наиболее частотных чередований звуков.
Чередование гласных
Гласные | Примеры |
---|---|
О - е | Во зить - ве зти, но сить - не сти, по ю - пе ть. |
О - а | Бро сить - забра сывать, зако нчить - зака нчивать. |
О - ы, е - и | Во й - вы ть, ше й - ши ть. |
О - е - и | Сбо р - собе ру - соби рать. |
О - ы - у | Со хнуть - заcы хать - су хой. |
О/е - «ноль» звука (беглые гласные) | Ро т - рта, де нь - дня. |
И - ы | И скусный - безы скусный. |
Чередование согласных
Согласные | Примеры |
---|---|
К - ч | Рук а - руч ной, дружок - дружоч ек. |
Х - ш | Сух ой - суш ить. |
Г - ж - з | Друг - друж ить - друз ья. |
Д - ж - жд | Вод ить - вож у - вожд ение. |
Т - ч - щ | Свет - свеч а - освещ ение. |
Ст - щ | Пёст рый - испещ рить. |
Д/т - с | Вед у - вес ти, мет у - мес ти. |
Б - бл | Люб ить - любл ю. |
П - пл | Куп ить - купл ю. |
В - вл | Лов ить - ловл ю. |
Ф - фл | Граф ить - графл ю. |
М - мл | Корм ить - кормл ю. |
Чередование сочетаний звуков
Сочетания | Примеры |
---|---|
А/я - им - ин - м/н | Жа ть - сжим ать - сожм у, жа ть - пожин ать - пожн у. |
Ова/ева - уj | Кова ть - ку [ j ]ю, жева ть - жу [ j ]ю. |
Обратите внимание!
Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня, а новый суффикс не выделяется. В словах типа кормл ю (корм ить ), любл ю (люб ить ), ослепл ение (слеп ой ) л не является новым суффиксом, а входит в состав корня!
5. Большинство корней русского языка способны самостоятельно составлять основу слова.
Ср.: стол , лев , стен а и др.
Вместе с тем некоторые корни не могут встречаться в языке без словообразовательных приставок и суффиксов.
Например, корень ул- (ул ица, проул ок ); корень пт- (пт ица, пт енец ); корень роб- (роб кий, роб ость ), вой- (вой ско, вой на, вои н ). В последнем слове воин корень вой- накладывается на суффикс -ин (ср.: горожанин , англичанин ).
6. В ходе исторического развития морфемный состав слова может меняться. Наиболее распространённым процессом при этом является упрощение морфемной структуры слова, или опрощение . Суть этого процесса заключается в том, что приставка и корень, реже - корень и суффикс сливаются воедино, и тогда образуется новый корень.
Например, в слове воздух сейчас выделяется один корень - воздух , тогда как раньше в этом слове выделялся корень дух и приставка воз- . В слове вкус ранее выделялась приставка в- и корень кус (ср.: кусать ), а сейчас это единый корень. В слове красный ранее выделялся корень крас- и суффикс -н- , а в настоящее время красн- полностью является корнем.
Процесс опрощения идёт постепенно, и в современном русском языке можно обнаружить достаточно много переходных случаев. Именно поэтому в разных пособиях, в разных словообразовательных словарях и словарях морфем в одном и том же слове могут выделяться разные корни.
Например, одни лингвисты в слове образ выделяют корень раз- (однокоренные слова - разить, разительный ), а другие исследователи считают, что бывшие приставка и корень слились уже в один корень - образ- .
7. Выделение этимологических, то есть исходных морфем в опрощённом слове может быть важным для правописания слова.
Например, в слове приятный ранее выделялись приставка при- и корень я- (яти «взять»). Приставка при- первоначально имела значение «приблизить, присоединить». Именно поэтому и в современном русском языке в этой бывшей приставке пишется гласная и .
>>Русский язык: Чередования гласных и согласных в корнях, префиксах и суффиксах
ЧЕРЕДОВАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В КОРНЯХ, ПРЕФИКСАХ И СУФФИКСАХ
Теория А
При словоизменении и словообразовании может происходить изменение звуков в пределах морфемы, то есть чередование. В русском языке чередуются в корнях слов такие гласные:
Гласные о, е
могут чередоваться с нулём звука: сон - сна, день - дня
. Такие гласные называются беглыми
. Беглые гласные могут появляться в корнях, префиксах и суффиках:
Практика А
1. 3аполните таблицу данными словами. Обозначьте морфемы с чередующимися гласными.
Осмотр - осматривать; назову - называть; посол - посылать; вдох - дыхание - душно; призыв - зов; беру - сбор; просить - выпрашивать; запереть - запирать.
2. Измените слова так, чтобы произошло чередование о, е с нулём звука, и запишите их. Обозначьте корни, в которых появляются беглые гласные.
О б р а з е ц .
Конец, пень, день, сон, огонь, ров, шов, зерно, лев, сосна, кукла.
3. Измените слова так, чтобы в префиксах или суффиксах появились беглые гласные. Обозначьте морфемы с беглыми гласными.
О б р а з е ц .
Замочек, снежок, вбирать, звонок, гребешок, сгибать, флажок, платочек, узелок, молоток; отбить, разливать, надпивать, подбирать, поджидать.
4. Спишите стихотворения, вставляя пропущенные слова. Обозначьте корни в словах, где есть или могут появляться беглые гласные.
А
. Первый снежок Б
. Бежит ёжик
Сделал первый.... вдоль...
Сделал первый... - да скользит по льду.
упал на... . Говорит ему лисица:
Вставай, снежок, - Дай переведу.
вставай, ...! Отвечает серый ёжик:
Полежу до ночи, - У меня две пары...,
я ушибся.... сам я перейду.
(А. Екимцев
) (С. Маршак
)
Д л я с п р а в о к : очень, лужок, дружок, шажок; ножек, дорожек.
Теория Б
В русском языке чередуются в корнях слов такие согласные:
Практика Б
5. Выпишите сначала слова с чередующимися в корнях гласными, затем - с согласными.
Гружёный - грузить, назову - называть, лицо - личный, осмотр - осматривать, глухо - заглох, крикнуть - кричу, замок - замыкать - замкну, друг - друзья.
6. Выпишите в столбик слова, в которых согласные могут чередоваться. К каждому из них подберите слова с чередующимися согласными и запишите. Подчеркните чередующиеся согласные.
1. Без веретена пряжи не спрядёшь. 2. Всякий человек у дела познаётся. 3. Дело учит и кормит. 4. Без дела жить - только небо коптить. 5. С лодырем поведёшься - горя наберёшься. 6. Не на то руки даны, чтоб без дела болтались. 7. Сиди у моря да жди погоды. (Пословицы)
7. Подберите к указанным словам однокоренные или измените их так, чтобы произошло чередование звуков. Обозначьте морфемы, в которых происходит чередование, подчеркните чередующиеся согласные.
О б р а з е ц .
Рука, тихий, косить, возить, ловить, горох, водить, спать, друг, сушить.
Н.Ф. Баландина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 6 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов
Библиотека русского языка, школьный план уроков, онлайн тесты , курс русского языка, домашняя работа, рефераты скачать бесплатно, всё школьнику для подготовки к домашнему заданию