Объединение фтс. О взаимодействии фтс россии и фнс россии

Пищеварения 05.09.2024
Пищеварения

Чиновники высокого ранга вновь вернулись к обсуждению идеи слияния двух главных пополняющих бюджет ведомств - Федеральной налоговой и Федеральной таможенной служб. Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил решить этот вопрос до мая 2018 года, сославшись на положительную мировую практику функционирования единого фискального органа. Напомним, что оба ведомства находятся под крылом Минфина, а между ними налажен частичный информационный обмен, идет работа над созданием единого механизма администрирования таможенных, налоговых и иных платежей. Каковы перспективы этой работы, необходимо ли слияние ФТС и ФНС и как оно скажется на участниках ВЭД - мнением на этот счет поделились представители бизнес-сообщества.

Пока работа над Единой информационной системой идёт ни шатко, ни валко: тот тут, то там обнаруживаются досадные мелочи, сроки реализации переносятся. Как рассказывал ПРОВЭД, Главный научный инновационный внедренческий центр Федеральной налоговой службы (ГНИВЦ ФНС) вовремя не подготовил и не передал необходимые изменения в план мероприятий ЦИТТУ ФТС, что повлекло за собой срыв своевременной реализации госконтракта Минфина от 25 апреля 2016 года «Разработка проекта единого механизма таможенного и налогового администрирования, а также валютного контроля, основанного на создании и применении интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Министерству Финансов РФ».

В Комплексной программе развития ФТС до 2020 года только заложены такие цели, как организация взаимодействия ФТС России и ФНС России, в том числе создание системы единого механизма и доработка программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях сопряжения (сближения) и интеграции информационных систем ФТС России и ФНС России.

О создании единой для двух ведомств системы говорилось ещё в 2015 году, но до сих пор говорить о впечатляющих результатах не приходится. А потому сложно представить, сколько времени, усилий и денег придется потратить на полномасштабную интеграцию двух ведомств.

− В том, что касается создания Единой информационной системы двух ведомств, очевидный плюс для государства - это больший контроль за всей цепочкой прохождения груза от пересечения границы до реализации и за лицами, обеспечивающими эту цепочку. Теоретически это должно способствовать исчезновению таких чувствительных проблем для бизнеса, как подтверждение вывоза товара за границу для возврата НДС при экспорте, двойное налогообложение компаний при доначислении НДС по итогам проверки на этапе после выпуска. Сложнее станет и недобросовестным участникам ВЭД «играть» на случаях разного исчисления НДС на ввезенный груз таможенной и налоговой службами, − объясняет Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России» и руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования».

− Представители четырех объединений бизнеса неоднократно ставили вопрос о постепенной передаче администрирования НДС при пересечении границы органам налогового контроля. При установлении сквозного контроля за перемещаемым товаром и лицами, участвующими в этом, может быть снята едва ли не главная проблема выпуска - корректировка таможенной стоимости. Если на границе оплачивается только таможенная пошлина (в среднем 6% от стоимости товара в 2018 году), а НДС будет оплачиваться в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, нет смысла для участника ВЭД занижать декларируемую стоимость при ввозе, т.к. это будет означать увеличение 20-процентного налога на прибыль (разница между ввозной стоимостью и ценой реализации). При исчезновении проблемы КТС существенно сократится доля серого импорта, таможенное оформление станет проще и быстрее, уменьшится число судебных разбирательств со всеми соответствующими издержками, у ФТС, смею предположить, высвободятся ресурсы для выполнения других задач.

Риски кассового разрыва, на которые постоянно ссылаются противники нашего предложения, существенно снижаются при поэтапном переходе на новую систему (сначала - по наиболее «рисковым товарам») и с лихвой компенсируются очевидными плюсами для бюджета - итоговым ростом доходов (20% налога на прибыль существенно весомей для бюджета, нежели 6% пошлины, к тому же разделенной между всеми участниками ЕАЭС), сокращением «теневого бизнеса» и уменьшением косвенных издержек (обоснование таможенной стоимости, судебные издержки и т.д.), − заключает эксперт.

− Совместная работа ФТС и ФНС уже показывает эффективность взаимодействия - рост поступлений в бюджет, − уверяет Денис Карпенко, генеральный директор компании Cargopost. − Процесс интеграции информационных систем ведомств запущен. Чего ждать от создания единой фискальной системы перевозчикам? Скорее всего, больших перемен не произойдёт. Процесс слияния двух ведомств задуман, прежде всего, для унификации их деятельности. Что в свою очередь должно оптимизировать контроль за транзакциями и товарными потоками, в частности, - пост-контроль и взыскание. Совместное администрирование платежей позволит снизить административные барьеры при определении таможенной стоимости, ускорить процедуру таможенного оформления.

Но в вопросе возврата НДС при экспорте руководитель компании не разделяет точку зрения Виталия Сурвилло:

− Сроки возврата НДС навряд ли сильно сократятся, поскольку налоговые органы вводят дополнительные рычаги проверки. Например, ст. 54.1 НК РФ, которая определяет правила признания обоснованности налоговой выгоды. Изменений в части технических регламентов и реформ в ближайшее время не планируется, поэтому о введении дополнительных сборов говорить преждевременно. Все платежи прописаны в новом Таможенном кодексе и ФЗ. Введение ФТС таких мер как единый лицевой счёт облегчит уплату и перечисление таможенных платежей.

В целом единая информационная система ФТС и ФНС должна сделать все процессы более открытыми и ускорить их. Пока без реформирования функции таможенного контроля слияние видится больше организационным решением фискального администрирования, которое едва ли сильно изменит или намного облегчит деятельность участников ВЭД.

Тимур Давиташвили, директор по таможенным операциям логистической компании «ДАКСЕР», и вовсе видит объединение ФТС и ФНС бессмысленным:

− Я считаю, что слияние ФТС и ФНС не имеет особой необходимости, так как функции налоговой и таможенной служб очень разные. В каждой своя специфика и много тонкостей. ФНС охватывает всех граждан страны и компании. Таможенная служба − только участников внешнеэкономической деятельности и небольшой процент физических лиц, которые перемещают товары через границу Таможенного союза. Объединив такие большие структуры, получится, пожалуй, самая крупная служба с огромным полем деятельности. Наладить работу в таком случае будет очень сложно. Всегда легче контролировать процесс в структурах меньшего размера. Если нужно передать фискальную функцию в ФНС, то это можно сделать и без объединения. Так сейчас обстоит дело с оплатой утилизационного сбора с транспортных средств. Его платят не на счета таможни. А создать общую информационную базу по участникам ВЭД, на мой взгляд, не проблема с учетом нынешних технологий. Например, банки уже получают таможенные декларации в электронном виде по официальным каналам.

Для участников рынка данное нововведение может позитивно отразиться в том случае, если введут один личный кабинет на портале «объединенной службы». Поэтому считаю, что такое упрощение не существенно для ведения бизнеса. Нет уверенности в том, что слияние позволит быстрее возмещать НДС или оплаченные обеспечения таможенных платежей. С точки зрения контроля над участниками ВЭД, возможно, это и упростит задачу. Хотя никто не мешает и без слияния дать доступ ФНС к таможенной базе ФТС и наладить обмен информацией между службами в упрощенном, скоростном режиме. Как показывает практика, любые глобальные изменения всегда ведут к возникновению новых проблем. А слияние таких серьезных служб для бюджета страны наверняка не пройдет без последствий для всех участвующих в процессе сторон.

ИИ «ПРОВЭД»


Двадцатого ноября президент Владимир Путин встречался с руководителем ФНС Михаилом Мишустиным, но, по словам последнего, создание единого фискального органа не обсуждалось. От дополнительных комментариев Мишустин отказался. Представитель ФТС не ответил на запрос «Ведомостей».

Против объединения выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Слить можно все, что угодно, но функции служб какими были, такими и останутся, как и принципиальное различие в организации их работы, говорил в октябре в интервью «Ведомостям» руководитель ФТС Владимир Булавин, некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.

У таможни не только фискальная функция, она контролирует права на интеллектуальную собственность, осуществляет правоохранительную деятельность, борется с контрабандой, говорит один из чиновников. Таможенное администрирование в чистом виде – открытие и закрытие таможенных процедур, идентификация товаров, это не фискальные процедуры, и непонятно, как всем этим может заниматься единая служба. Единая система оказалась хорошим компромиссом, сказал другой чиновник, она позволила установить тотальный контроль за уплатой НДС: налоговой службе видны все подозрительные транзакции, доступ к данным позволил лучше контролировать товарные потоки. «Но именно единой базы сейчас нет – у каждой службы отдельная, просто есть доступ друг к другу», – возражает еще один чиновник. Это и не нравится Шувалову. Идея – разбить реформу на два этапа: до марта сделать единую базу, после – обсудить объединение служб и к маю, к формированию нового кабинета, принять решение, поясняет он.

Как улучшается таможня

В этом году Россия поднялась на 40 ступеней до 100-го места в рейтинге Doing Business в сфере международной торговли (оценивается простота и скорость растаможивания). Например, был упрощен порядок уплаты таможенных платежей благодаря их централизованному учету на едином лицевом счете, ускорены процедуры экспорта и импорта в порту Санкт-Петербурга, объясняла ФТС. За год таможенный контроль для российских экспортеров подешевел с $765 до $665, для импортеров – с $1125 до $587,5.

Обе службы в ведении Минфина – этого пока достаточно для координации их работы, считает председатель РСПП Александр Шохин. ФНС сильно продвинулась в автоматизации, но нельзя говорить, что ФТС настолько отстала от налоговой, что бизнесу невозможно взаимодействовать с таможней, считает Шохин. Например, ФТС собирается сократить число мест таможенного оформления с 672 до 16 центров электронного декларирования.

В объединении есть плюсы: у некоторых компаний налоги, как правило, администрируются из офиса в Москве финансовым департаментом, а за связи с таможней отвечает отдел снабжения, который может сидеть в другом городе, говорит сотрудник «дочки» иностранной компании: «При объединении служб легче будет администрировать экспортный НДС». Но у ФТС есть еще и правоохранительные функции – странное получится сращение, переживает он. Рискованное решение, считает управляющий партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин, особенно в ситуации дефицита федерального бюджета: есть специфика в работе ФТС, а при объединении неизбежна потеря части специалистов. Достаточно общей информационной платформы, настаивает он.

У двух служб сейчас разные задачи и функции, методы и способы контроля, согласна руководитель Центра поддержки внешнеэкономической деятельности Галина Баландина, для начала надо сблизить два вида контроля, иначе возникнет организационная путаница. «Я, как бывший чиновник (ранее возглавляла департамент внешнеторговой деятельности Минэкономразвития. – «Ведомости»), переживший несколько административных реформ, могу сказать, что, если реформа не проработана, ничего хорошего из этого кроме потери компетенции не получится», – предупреждает она.

К маю 2018 года правительство должно определиться с вопросом объединения налоговой и таможенной служб. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии ФНС . Для многих чиновников, присутствовавших в зале, это оказалось неожиданностью, пишут «Ведомости».

Идея не новая: последний раз такая дискуссия закончилась в 2015 году решением создать единую информационную систему двух служб и передать ФТС и ФНС под кураторство Минфина . В чем смысл объединения налоговиков и таможенников?

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «ФНС за последние годы реально стала оцифрованной, понятной потребителю. Каждый человек, если он это захотел, получил личный кабинет, он понимает, когда и сколько платить налогов. Более того, информационные системы ФНС очень сильные, проникающие в каждую пору экономической жизни. С этой точки зрения ничего технологически нового в расчетах, которые ведет Федеральная таможенная служба , нет. Безусловно, у нее должны оставаться пограничные пункты, переходы и остальная инфраструктура, но штаб управления потоками, которые контролирует ФТС, практически тот же самый, что и у ФНС. В этом смысле мне объединение кажется очень логичным. Отдельно хочу сказать очень добрые слова в отношении руководителя ФНС Мишустина. Он понятен всем предпринимателям, и в этом залог успеха потенциального слияния. Идея сокращения бюрократического аппарата витает в воздухе. Хочу напомнить, что в процентном отношении бюрократический аппарат, который мы сейчас содержим, вдвое, если не вчетверо больше, чем в Советском Союзе. В Советском Союзе люди за 70 лет общения друг с другом поняли, что это гиря, которая невыносима. Поэтому практически каждые четыре года Госплан СССР вместе с ЦК КПСС в приказном порядке сокращали аппараты на 10%. Сегодня они разрослись до неимоверных размеров, а дальше я не буду говорить вам про „мигалки“, 13-е зарплаты, социальные пакеты. Это практически невыносимо. Если бизнесу правила понятны - а с ФНС они сейчас понятны абсолютно, если доверие есть - а оно возникает, безусловно, бизнес будет только аплодировать и в воздух чепчики бросать».

Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «На первом этапе, я думаю, это принесет некоторые негативные результаты, как у нас всегда бывает, когда происходят управленческие перестройки, наблюдается шатание и негативная турбулентность. Но, в принципе, если они организуют, а я думаю, в течение полугода возможно организовать работу, то с точки зрения администрирования налогов это может дать положительный эффект. Сейчас же проблема не только в том, что не хватает средств, а не хватает именно административных функций по сбору налогов. Даже при существующей ситуации можно собирать больше на 10-15%, даже на 20%. Но процесс администрирования иногда проводится слабо. Поэтому я бы не сказал, что данное объединение прямо сейчас решит какие-то проблемы по сбору средств, но если организационно все пройдет удачно, то это может дать позитивный вклад в бюджет страны».

Против объединения ФНС и ФТС выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Как говорил в октябре в интервью изданию руководитель ФТС Владимир Булавин , некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.

Правительство неожиданно вернулось к идее единого фискального органа. Зачем это нужно и почему обе службы против объединения?

К маю 2018 года правительство должно определиться с вопросом объединения налоговой и таможенной служб. Об этом заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на коллегии ФНС. Для многих чиновников, присутствовавших в зале, это оказалось неожиданностью, пишут «Ведомости» .

Идея не новая: в последний раз такая дискуссия закончилась в 2015 году решением создать единую информационную систему двух служб и передать ФТС и ФНС под кураторство Минфина. В чем смысл объединения налоговиков и таможенников?

президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «ФНС за последние годы реально стала оцифрованной, понятной потребителю. Каждый человек, если он это захотел, получил личный кабинет, он понимает, когда и сколько платить налогов. Более того, информационные системы ФНС очень сильные, проникающие в каждую пору экономической жизни. С этой точки зрения ничего технологически нового в расчетах, которые ведет Федеральная таможенная служба, нет. Безусловно, у нее должны оставаться пограничные пункты, переходы и остальная инфраструктура, но штаб управления потоками, которые контролирует ФТС, практически тот же самый, что и у ФНС. В этом смысле мне объединение кажется очень логичным. Отдельно хочу сказать очень добрые слова в отношении руководителя ФНС Мишустина. Он понятен всем предпринимателям, и в этом залог успеха потенциального слияния. Идея сокращения бюрократического аппарата витает в воздухе. Хочу напомнить, что в процентном отношении бюрократический аппарат, который мы сейчас содержим, вдвое, если не вчетверо больше, чем в Советском Союзе. В Советском Союзе люди за 70 лет общения друг с другом поняли, что это гиря, которая невыносима. Поэтому практически каждые четыре года Госплан СССР вместе с ЦК КПСС в приказном порядке сокращали аппараты на 10%. Сегодня они разрослись до неимоверных размеров, а дальше я не буду говорить вам про «мигалки», 13-е зарплаты, социальные пакеты. Это практически невыносимо. Если бизнесу правила понятны — а с ФНС они сейчас понятны абсолютно, если доверие есть, а оно возникает — безусловно, бизнес будет только аплодировать и в воздух чепчики бросать».

Сколько потребуется времени на объединение ФНС и ФТС? Отвечает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович:

Георгий Остапкович директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ «На первом этапе, я думаю, это принесет некоторые негативные результаты, как у нас всегда бывает, когда происходят управленческие перестройки, наблюдается шатание и негативная турбулентность. Но, в принципе, если они организуют, а я думаю, в течение полугода возможно организовать работу, то с точки зрения администрирования налогов это может дать положительный эффект. Сейчас же проблема не только в том, что не хватает средств, а не хватает именно административных функций по сбору налогов. Даже при существующей ситуации можно собирать больше на 10-15%, даже на 20%. Но процесс администрирования иногда проводится слабо. Поэтому я бы не сказал, что данное объединение прямо сейчас решит какие-то проблемы по сбору средств, но если организационно все пройдет удачно, то это может дать позитивный вклад в бюджет страны».

Против объединения ФНС и ФТС выступали руководители обеих служб, рассказывали «Ведомостям» федеральные чиновники. Как говорил в октябре в интервью изданию руководитель ФТС Владимир Булавин, некоторые страны шли по такому пути, но, например, в Канаде через несколько лет службы опять разделили.

Все началось, когда пришло оно. Загадочное письмо с Владимирской(?!) таможни. Внутри обнаружилось требование предоставить статистические данные по торговле с Беларусью и Казахстаном аж за весь прошлый год. И ссылка на указ государев, как и полагается.

«Ибо теперича ежели со странами таможенного союза торг ведешь - изволь ответ держать. Кому, куда, чего позапродал. Все без утайки пиши и особливо номер ГТД не забудь. Око государево - не глаз дремотный. Системы электронные псами железными за вами, нерадивыми, ныне следить поставлены, потому не хитри. Срок положенный помни.»

Забегали бухгалтера, засуетились манагеры. Об указе век они не слыхали, не было им такой печали. Оказалось надо было еще год назад зарегистрироваться на сайте ФТС и ежемесячно передавать данные о всех торговых операциях со странами ЕАЭС (иначе административный штраф до 50 тысяч рублей за каждую форму. См. N 510-ФЗ от 28.12.2016 ).

Таможня и налоговая: близнецы-братья

- Этот не подходит. А вот был такой выключатель, отечественный…
- У нас одна «китаёза», только «китаёзой» торгуем.

Подслушано на Митинском радиорынке (Июнь 2018)

В этой истории меня поразил отправитель письма. Владимир - маленький зеленый город, вдали от внешних границ и крупных аэропортов, в самом сердце Нечерноземья и вдруг таможня. Звучит необычно, как военно-морская база в белорусских болотах.

С другой стороны, процесс «таможенизации» всея Руси закономерен. Производства в стране фактически не осталось и главным источником товаров стал импорт. В этих условиях роль таможни трудно переоценить. На повестке дня полное отслеживание цепочки от границы до прилавка. Тут числом «зверя» является ГТД - грузовая таможенная декларация. Дернул за номер ГТД и вот все данные о товаре - цена, вес, количество и т.д.

Дело за малым - организовать доступ налоговых органов к базам таможни. И это решается!

В декабре 2017 года даже появились слухи о предстоящем слиянии налогового ведомства и федеральной таможенной службы(ФТС), которые развеял в феврале 2018 г. Игорь Шувалов, теперь уже бывший вице-премьер.

Как бы то ни было, физического объединения структур и не требуется - процесс интеграции информационных систем ведомств уже запущен после переподчинения ФТС Минфину и ухода Андрея Бельянинова с поста руководителя таможенной службы в 2016 г.

Нынешний глава ФТС Владимир Булавин, генерал-полковник ФСБ между прочим, по сообщению Интерфакса, анонсировал в ноябре 2017 г. создание двухуровневой интеллектуальной платформы: «Первый уровень - оперативный, второй - аналитический. В интеллектуальную платформу будет поступать информация из созданной системы прослеживания. В соответствии с этой информацией мы будем и сами себя контролировать в том плане - насколько объективно участник ВЭД заявил нам и декларировал таможенную стоимость, страну происхождения, код товарной номенклатуры, весовые характеристики» .

Как видится, статистическое декларирование - один из элементов этой системы слежения за перемещением товара. Как и введение пресловутых онлайн касс. Уровень государственной автоматизации растет, а есть ли польза предпринимателям?

По результатам исследования агентства Magram Market Research, проведенного в феврале 2018 года, большая часть респондентов (56%) отметила, что замена ККТ никак не повлияла на эффективность их бизнеса. Зато глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что после полугода работы компаний на новой технике бизнес показывает выручку в полтора раза больше, чем до реформы.

Стоит отметить, что информационная система статистического декларирования межгосударственная и заполняя статистическую форму вы автоматически подписываете на «письма счастья» своего зарубежного контрагента и наоборот. Если, конечно, он закупает товар не на частное лицо.

Как передать стат.форму

Вернемся к нашим баранам. Общими усилиями на фирме выяснили, что для передачи стат.сведений необходимо зарегистрироваться на сайте ФТС и зайти в «Личный кабинет участника ВЭД». Кнопка с флагами - сервис "Статистическое декларирование " (Подача СФ с ЭП)

Далее варианта два : либо ручками вбиваем реквизиты и нереально огромный список с товарной номенклатурой, либо загружаем подготовленный заранее файл в неведомом простым смертным формате из трех букв - XML.

Отправляем форму в электронном виде с заверением электронной подписью. Форма регистрируется и ей присваивается уникальный номер.

В случае отсутствия ЭЦП, надо распечатать форму с сайта и отправить уже заказным письмом или привезти лично в таможню региона, где импортер/экспортер состоит на налоговом учете. (Не наш случай).

Стали копать глубже, как выгрузить данные из «1С». Оказалось программа «1С: Бухгалтерия 8» со включенным сервисом «1С-Отчетность» будто позволяет отправлять статформу через Интернет напрямую, без перехода на портал ФТС. Но в исходной древней семерке «1С» это невозможно, самое большее - экспорт файла в Excel. (Соскочить с семерки никак не удается, столько там наворочено - словно неоперабельный осколок в голове бойца. )

А времечко идет: уже 3 месяца нового года минуло, не считая весь прошлый год. Обратились к партнерам по растаможке - логистической фирме, но те наотрез отказались помогать. Кто они после этого?!

Бухгалтера нашли в Интернете стороннюю компанию. Ее сотрудники сгенерили XML для загрузки и попросили 3 тысячи рублей за каждый месяц отчета.

Я старался максимально дистанцироваться от этой задачи. Тема скучная, бухгалтерская. Однако, сколько веревочке не виться… Пришли всей толпой. Жуткая тоска накатывала на меня при прослушивании деталей этой, в общем-то незамысловатой, истории.

Продолжалось это ровным счетом до того момента, пока кто-то не произнес волшебное слово «Альта»! Они продолжали говорить, а я в мыслях уже перенесся в начало «нулевых».

«Контрабас» не только музыкальный инструмент

Таможня размещалась в длинном сером здании брежневских времен из стекла и бетона, вероятно бывшем НИИ. Столовая ютилась в дальнем его конце и офисные работники шли на обед пешком. А дюжие таможенники ловили тачку, набивались в нее и проезжали те же 100 метров с ветерком. Ходить - массу терять!

Надо же, «Альта» еще существует! Их было две, две основные таможенные программы. Девушка, с которой я был тогда в романтических отношениях, трудилась специалистом по таможенному оформлению. От нее я узнал кое-что про таможню, в частности, что люди в погонах и коммерсы(брокеры, декларанты, специалисты по таможенному оформлению) работают под одной крышей.

Таможенники у всех на виду, ибо на страже государственных интересов. В подтверждение тому каждый таможенник имеет «личку»-хитрую печать с персональным номером. Эта сакральная малиновая печать, светящаяся в ультрафиолете, проставляется на документах при выпуске груза: таможенной очистке.

Но именно частники непосредственно работают с клиентами, делают всю черную бумажную работу. Теоретически, человек с улицы может попытаться самостоятельно растаможить свой груз в обход брокеров, но практически это невыполнимо. И вот всю свою документацию специалисты по таможенному оформлению забивают в «Альту». Без нее они как без рук. (Вторая аналогичная программа, если не изменяет память, называлась «Декларант Плюс».)

Однажды к нам на фирму нагрянули таможенные чины, посмотреть образец контрактной продукции для ФТС. Я искренне удивился, как неожиданно эти здоровенные дядьки в темно-зеленой форме, с густыми и басовитыми голосами, заняли собой все офисное пространство! Технический директор был похож на маленького гнома в окружении больших и добрых мишек.

Демка

И именно «Альту» посоветовал установить бухгалтерам сотрудник из привлеченной фирмы. С благословения менеджера «Альта Софт», они скачали и установили с официального сайта бесплатную демоверсию. Причем демка забила весь диск бухгалтерского компа.

И теперь, почему-то, именно я должен был объяснить как «скормить» программе экселевский файлик из «1С» и на выходе получить желанный XML.

По-моему, это редкостное кощунство использовать мощную и дорогостоящую программу как этакий примитивный конвертер. К чести создателей «Альты», этого извращения совершить не удалось. Ну нет в нее прямого импорта из Excel.

Правда существовала программа «Заполнитель», как раз для подобных манипуляций с данными. Все хорошо, но общая стоимость подписки получалась запредельной. Притом все эти программы не решали искомой задачи на 100%.

А задача казалась примитивной - сгенерировать XML из данных «1С», соблюдая определенные условия.

Самое логичное для меня - перевести стрелки на приходящую тетеньку «1С»-программиста и забыть про это. Но я пошел другим путем. Подействовали на меня воспоминания о былой любви или еще что-то, однако, я внезапно решил на скорую руку написать скрипт для генерации XML. Конечно же на старом добром PHP. Заняло это с отладкой два дня.

Cкрипт на PHP для генерации XML

Схема проста: из «1C» выгружаем Excel-файл с номенклатурой товаров, открываем в Excel и пересохраняем как текст, разделенный символами табуляции. Теперь он готов для скармливания php-скрипту.

В браузере сотрудник заполняет форму, прикрепляет файл и нажимает кнопку для формирования XML. Скрипт парсит текстовый файл, добавляет данные из формы и генерит требуемый XML.

Итак, сначала необходимо забить данные по фирме-поставщику и по получателю. Т.к. получатели в основном одни и те же - запоминаем их реквизиты, как и данные отправителя, в базу.

За образец XML берем файл из тех, сформированных за деньги, отчетов. Сверяемся с приложениями к Постановлению Правительства РФ от 7 декабря 2015 года № 1329 .

Кроме этого, существуют дополнительные поля. Я заполнял их сообразно готовому XML-файлу, сформированного этой фирмой. В основном все понятно, например, «Состав транспортных средств (тягач с полуприцепом или прицепом)» и т.д. Но вот что такое «NSF» и почему он «отсутствует» - осталось тайной. Носок сине-фиолетовый? Оставил как есть. (Вероятно есть на таможенном сайте описание формата, лезть туда лениво очень.)

Чтобы кормление сайта таможни было удачным - не забываем сохранить XML в кодировке UTF-8. Слава КПСС iconv!

Подводные камушки

Как всегда, на практике оказалось посложнее. Пройдемся по основным моментам.

Данные подлежащие выгрузке непосредственно по товарам - это код ТН ВЭД, наименование товара, цена, сумма, вес, ГТД, страна происхождения.

Код ТН ВЭД – это классификатор, используемый для проведения таможенных операций. Длина кода - 10 цифр. Вставляем как есть.

Наименование товара - это как обзывается товар в бухгалтерской программе. По-моему, это поле для таможни по барабану, ей важен код ТН ВЭД.

Цена нужна в рублях и долларах. Цена в долларах расчетная. Прикол в том, что доллар нужен по курсу ЦБ на день отгрузки. И не пытайтесь дурить таможню - сайт отслеживает валютный коридор в отчетном месяце!

Тут на помощь приходит API Центробанка РФ. Передаем http-запрос с датой(ДД/ММ/ГГГГ).

Http://www.cbr.ru/scripts/XML_daily.asp?date_req=16/12/2014

В ответ получаем XML. Парсим его и вот курс USD на нужный день, с 4-мя знаками после запятой.

Видимо существует ограничение на частоту запросов к сайту Центробанка, в ходе тестирования скрипта выдавались сообщения от ошибках. Через какое-то время все опять заработало.

Страна происхождения - закодирована двумя латинскими буквами. Пришлось написать отдельную функцию, благо нужных стран немного. Смотрим буквенный код «альфа 2» на сайте: https://www.alta.ru/information/oksm/

Велик и могуч классификатор стран Таможенного союза, лишь ему известно, что «KM» - это Союз Коморы: остров Анжуан, а «МО» - Специальный административный регион Китая Макао, а вовсе не Московская область. Кстати, в Личном кабинете при заполнении формы у некоторых полей выскакивает полезная подсказка со списком валют, стран и т.д.

ГДТ - грузовая таможенная декларация. Самая важная и неприятная, для «серых» схем, штука. По ней вычисляется легальность товара. ГТД состоит из трех, иногда четырех групп цифр разбитых слэшами:

  1. код таможенного органа;
  2. дата принятия ГТД (ДДММГГ);
  3. порядковый номер таможенной декларации (начинается с единицы с каждого календарного года);
  4. номер товара в грузовой таможенной декларации.
Для XML используем только первые три группы. Казалось просто - парсим и вставляем в XML отдельными тэгами, предварительно обработав. Однако, сайт таможни стал ругаться на некоторые позиции. Выяснилось, что код таможенного органа(ТО) всегда должен быть восьмизначным. Если код ТО состоит из 5 цифр добавляем перед ним дополнительно: 417 - Киргизия, 112 - Беларусь, 398 - Казахстан.

Как вычислить: казахские ТО начинаются с пятерки, белорусские с двойки, киргизские с единички. Вроде так.

Пример ГТД : 10130050/280514/0004575 .

Веса товаров . Веса подставляем в килограммах. С конца апреля 2018 года сайт таможни стал отслеживать коридор весов группы товаров по коду ТН ВЭД. И выдавать ошибки, если вес какой-то позиции ниже или выше среднестатистического. Заоблачные технологии в действии!

В зависимости от кода ТН ВЭД иногда требуется указания количества и единиц измерения.

Загрузка XML

Сгенерированный файл XML скачиваем на локальный компьютер. Загружаем его на сайт таможни через ссылку для загрузки XML. Наименование загружаемого файла XML желательно изменить на человекопонятное, т.к. после импорта в Личный кабинет форма будет поименована соответственно.

Затем обязательно заходим в загруженную форму по иконке «Редактировать» и нажимаем кнопку «Проверить». Ошибки будут выведены красным цветом, а в проблемных полях появятся восклицательные знаки.

Переходим на вкладку «Сведения о товарах» и внимательно проверяем:

Отправляем форму кнопкой-иконкой «Отправить» в колонке Действия. После этого исправить ничего нельзя. Через какое-то время форме будет присвоен регистрационный номер.

Что важно - регистр символов названия компании отправителя должны совпадать с регистром в электронной подписи. Например, фирма в XML называется «Ромашка» ООО , а ЭПЦ выдано на «РОМАШКА» ООО - система при отправке формы выдаст ошибку.

Пример работы скрипта

Кому интересно посмотреть генерацию отчета в действии - я выложил

Рекомендуем почитать

Наверх