Грамматика в английском языке – как учить? Очумелая английская грамматика Как выучит правила по английский язык.

Двигательный аппарат 01.07.2024
Двигательный аппарат

Изучение английского языка - всегда кропотливый труд, требующий искреннего желания овладеть нужными знаниями. Без мотивации усвоение новой информации невозможно даже при наличии самых лучших учителей и учебных пособий. Вы точно решили, что хотите знать английский? Поздравляем, ведь с правильным настроем все проще.

А зачем?

Подумайте, зачем вам английский язык: для работы, учебы, сдачи экзамена, заграничных поездок, чтения книг в оригинале, перевода текстов, общения с иностранцами, самосовершенствования... Чем больше причин, тем больше вероятность успеха. Глобальная цель (выучить английский) должна быть дополнена целым рядом промежуточных задач. Например, к понедельнику я разберусь в английском порядке слов и научусь строить различные типы предложений. Старайтесь всегда выполнять данные себе обещания, ведь даже маленький успех рождает в душе энтузиазм и огромную тягу к новому языку.

С чего начать?

Безусловно, основой основ в любом языке является грамматика. Без грамматических правил даже самый обширный словарный запас на иностранном языке становится бесполезным. Без элементарного знания структуры языка ни говорить, ни читать, ни переводить не смог бы никто, так как грамматика акцентирует свое внимание на закономерностях построения правильных речевых отрезков, несущих определенный смысл. При этом важно, что, однажды разобравшись в английской грамматике , вы сможете свободно строить предложения, интуитивно угадывать подходящую временную форму и т.д. Согласно традиционным методикам в начале изучения правила заучиваются, постепенно вырабатывается навык, а значит знания применяются на практике автоматически, без обдумываний. Чем больше вы занимаетесь, тем эффективнее и быстрее идет образовательный процесс.

Как выбрать учебник грамматики?

Изучение грамматики всегда больше подразумевает работу с письменными упражнениями, чем устную речь. Именно поэтому так важно правильно выбрать учебное пособие. Перед покупкой издания убедитесь, что в нем доступно изложены правила, примеры и даны разнообразные упражнения на закрепление материала. Людям, совершенно незнакомым с английским, лучше выбрать учебник с правилами на русском языке. Идеально, если в конце книги будут "ключи" с ответами, красочные иллюстрации, схемы и таблицы также приветствуются. Выбор учебника всегда индивидуален - издание должно отвечать поставленным вами требованиям и быть для вас интересным.

Многие современные американские, британские и отечественные учебники разработаны специально для начинающих, и каждый из них имеет свои преимущества. Все они включают достаточно широкий круг тем или, наоборот, имеют узкую специализацию под конкретные цели. Наиболее популярны в наши дни следующие издания:

  • Headway
  • Round Up
  • Face2Face
  • Streamline
  • Cutting Edge

Из российских авторов стоит отметить таких, как Галицинский, Бонк, Верещагина. Одним из самых востребованных среди тех, кто начинает изучать грамматику английского языка является Essential Grammar in Use от Raymond Murphy. Это одно из лучших изданий не только для новичков, но и для всех, кто хочет отлично разобраться в базовых правилах языка. Однако, этот эталонный самоучитель написан полностью на английском языке и для самых первых занятий не совсем подходит.

Выбор заданий

Приоритеты в выборе заданий должны быть расставлены в зависимости от того, какие цели вы ставите перед собой (свободная грамматически правильная устная речь или безошибочное письменное владение грамматикой). Если вам важнее говорение, как можно больше тренируйте навыки общения на английском языке. В случае необходимости правильного письма, делайте упор на выполнение письменных упражнений. Однако, не забывайте, что лучший эффект дает "золотая середина".

Выполнение письменных упражнений помогает доводить знания до автоматизма, но нельзя упускать из виду и устную практику. Согласитесь, во время написания есть секунда, чтобы подумать, просчитать варианты, а в разговоре такая заминка будет странной. Постоянное применение новых знаний в речи - залог лучшего запоминания и свободного владения грамматическими конструкциями.

Чтение английской литературы даже в адаптированном варианте открывает массу возможностей для обучения. И не зря для формирования иноязычной грамотности рекомендуется как можно больше читать! Книги - отличный пример корректного употребления лексических и грамматических форм.

Аудирование также занимает значимую позицию в постижении грамматики английского языка. Просмотр аутентичных фильмов, прослушивание песен и аудиокниг способствует правильному пониманию сферы употребления конкретной конструкции или грамматического явления и расширяет границы "книжных" знаний.

Грамматика и лексика

Разумеется, грамматика неразрывно связана с лексикой, и "окунаться с головой" лишь в одну из них несообразно. Если лексика - это пласт знаний, постоянно нуждающийся в обновлении и расширении, то грамматика английского языка - статичное понятие, имеющее довольно ограниченный круг правил. В связи с этим на начальном этапе обучения к грамматическому строю английского языка стоит отнестись вдвойне внимательно.

Все гениальное просто!

Английский язык считается одним из простейших языков для изучения, так как имеет четкую структуру и строгие правила. Являясь аналитическим языком, английский в отличие от синтетического русского чаще всего использует начальную форму слова. Грамматические отношения в английском предложении осуществляются именно через синтаксис, то есть через порядок слов и служебные слова, а не через изменение слова посредством зависимых морфем.

Грамматика английского языка для начинающих кажется непосильной глыбой, однако, на самом деле все проще, чем кажется. Тем более, что наверняка вы заинтересованы в получении знаний об основных грамматических правилах без чрезмерного углубления в "дебри" исключений. Решите, как далеко вам нужно зайти на начальном этапе обучения, и помните, что учить все подряд несообразно. Гораздо лучше изучить то, что вам действительно пригодится. Например, в реальной жизни совершенно необязательно знать все тонкости употребления английских артиклей - для начала базовых правил будет достаточно.

Методики изучения

Каждый человек сталкивается с выбором подходящей ему методики изучения иностранного языка. Кому-то больше по душе занятия в группах, кому-то - индивидуально с репетитором, а кто-то хочет "одолеть" материал самостоятельно.

Как бы то ни было, самой распространенной остается традиционная методика, в основе которой лежит тщательное изучение грамматики, заучивание слов, правил, исключений. Обязательно составление диалогов, выполнение вопросно-ответных предложений, пересказ текста. Такой метод обеспечивает более фундаментальные знания, но, к сожалению, не подходит для того, чтобы выучить язык в короткие сроки.

Нетрадиционный метод, наоборот, ставит перед собой задачу научить понимать и воспроизводить в речи грамматические конструкции. Чаще всего он подразумевает обучение в непринужденной атмосфере, ролевые игры, общение на иностранном языке. Знания в этом случае не подкрепляются достаточным количеством теории, и поэтому остаются достаточно поверхностными. Плюс - благодаря интенсивности практических занятий, навыки общения вырабатываются достаточно быстро.

Порядок слов неслучаен!

Начинать изучать грамматику английского языка следует с элементарных вещей. Первое - это порядок слов в английском предложении . Так как синтаксические связи между ними несут первостепенное смысловое значение, порядок должен быть соблюден в точности. В любом английском предложении всегда прослеживается строгий порядок слов, нарушить который значит сделать грубую ошибку. Именно поэтому изучение грамматики стоит начать с азов строения повествовательных и вопросительных предложений.

О, времена...

Не стоит удивляться огромному количеству времен и неких подозрительных "залогов", примеры которых кажутся бессмысленным набором слов. Начиная изучать грамматику английского языка, остановитесь на Present Simple , Past Simple и Future Simple . Эти довольно простые временные формы станут той базой, на которую аккуратными кирпичиками будут впоследствии складываться остальные английские времена . При изучении границ между схожими временными формами следует также учитывать дополнительные подсказки, явно или косвенно влияющие на выбор грамматической структуры, например, обстоятельства времени.

Раз, два, три, четыре, пять...

Параллельно рекомендуется уделить внимание английским числительным , личным местоимениям и изучению глагола to be , который обладает множеством функциональных значений, поэтому важно разобраться в этом многообразии с самого начала.

Отличия английской и русской грамматики

1. Форма слова не меняется в зависимости от рода. Исключение - существительные с так называемым "женским" суффиксом, например, waitress - официантка, а также слова, которые по своей сути уже относятся к определенному роду, например, boy - мальчик, mother - мама.

2. Общий и притяжательный - только эти два падежа используются с английскими существительными . Как правило, существительные употребляются именно в общем падеже, то есть в указанной в словаре форме.

3. Английские прилагательные не изменяют форму в зависимости от числа и рода существительных и всегда употребляются одинаково.

Подводные камни в море английской грамматики

Очень часто камнем преткновения для русского человека в изучения английской грамматики становятся артикли . В нашем языке их нет, и нам непонятно их назначение. Тем не менее, правильное употребление артикля несет в себе важную смысловую нагрузку, в то время как некорректно использованный артикль искажает предложение и мгновенно выдает в человеке незнание грамматических основ.

Кроме того, из-за несоответствия с русскими правилами затруднение может вызвать употребление некоторых английских предлогов , а открытие факта существования двенадцати временных форм вместо простых и привычных трех времен может вызвать ощущение полной безнадежности. Тем не менее, любые трудности можно преодолеть при достаточном желании учиться.

Таким образом, грамматика английского языка на первый взгляд кажется невероятно сложной, но, начав ее изучать, вы вскоре поймете, что запутанные конструкции вовсе не случайны, и их выбор предусмотрен строгими правилами. Усвоение грамматической базы - важнейший этап изучения английского языка, и без этих знаний никак не обойтись. Желаем вам удачи, чтобы обучение было быстрым и эффективным, а знания глубокими и полезными!

Почти у всех людей, изучающих английский язык, возникают трудности при изучении грамматики. И речь идет не только о понимании правил английского.

Проблема состоит в том, что человек вроде учит правило, понимает его. Но когда дело доходит до реального общения, он не может использовать свои знания: выбрать правильное время, корректно построить предложение и сказать это на английском.

В этой статье вы узнаете, как правильно учить грамматику английского языка, чтобы уметь использовать её в разговоре в свой жизни.

Почему люди не могут использовать грамматику при разговоре?


Грамматика - это правила о том, как слова складываются в предложения. С помощью которых, мы выражаем наши мысли.

Чтобы понять, почему мы не можем применить в жизни эти правила, давайте посмотрим, как мы обычно учим новый материал.

Как люди привыкли учить:

Многие люди воспринимают слово «учить», как способность пересказать что-либо. Это пошло еще со школьных времен. Например, вопрос: «Выучил ли ты материал к уроку?», означал, можешь ли ты пересказать то, что написано в книжке.

А о том, как ты можешь использовать эти знания в жизни, никто не думал.

Что такое учить?

Учиться - усваиватькакие-либо знания, навыки, приобретать опыт. (Толковый словарь Ожегова)

То есть когда мы учим что-либо, мы должны не только разобрать теорию, а еще и научиться её использовать (приобрести практический опыт).

Когда мы учим грамматику английского языка, не достаточно просто разобрать какое-либо правило. Идеально зная теорию, применить свои знания без практики вы все равно не сможете.

Нужно научиться использовать эти знания в жизни. Только тогда можно сказать, что вы выучили правило.

Пример из нашей жизни:

У многих есть права на автомобиль. Все мы знаем, что в авто есть 3 педали: газ, тормоз и сцепление. Человек может запомнить, что эти педали значат, и в какой последовательности их нужно нажимать. Но когда он заведет машину, то с вероятностью 99% она заглохнет. И это будет повторяться, пока человек не приобретет опыт и не почувствует, когда надо отпускать сцепление.

2 секрета при изучении грамматики

1. Изучайте материал от простого к сложному

При изучении грамматики нужно соблюдать принцип постепенности. Если не знаешь чего-то простого, понять более сложный материал будет невозможно. Если же учить все в разброс, то в голове получиться каша.

Например, если вы не знаете глагол to be, то вы не сможете понять, как образуется время present continuous, так как этот глагол используется при его образовании.

I am a doctor.
Я доктор. (дословно: Я являюсь доктором)

I am watching TV.
Я смотрю телевизор. (дословно: Я являюсь смотрящим телевизор).

Обязательно изучайте все последовательно!

2. Не бойтесь делать ошибки

Многие люди не хотят использовать свои знания при разговоре, так как боятся сделать ошибку. "Я лучше еще подучу и почитаю, а потом уже начну говорить,"- думают они. Но это совершенно не правильно!

Когда вы только начнете использовать правила на практике, вы будете делать ошибки . И это нормально. Вспомните пример про авто, который написан выше. Нет ничего страшного в том, что вы допускаете ошибки, даже если в начале их будет очень много.

Главное нужно посмотреть, в чем именно заключалась ошибка и еще раз поработать с этим материалом.

3 шага: как учить грамматику английского языка


Чтобы выучить правило, то есть получить знания и научиться его использовать, нужно следовать 3-м простым шагам.

Шаг 1. Разбираемся с теорией.

Никогда не нужно заучивать или пересказывать правило. Это бесполезно. Самое главное - это понять, в каких ситуациях мы его используем.

Например, возьмем будущее простое время Future Simple.

Оно используется, когда мы говорим, о действии, которое совершится в будущем. То есть мы можем использовать в таких случаях:

Я поеду в отпуск.
Они купят машину завтра.
Её сын поступит в университет.

Шаг 2. Смотрим, как строится предложение согласно этому правилу

В этом шаге нам нужно понять, как правильно строится предложение. То есть вы должны разобраться, из каких частей состоит предложение и почему оно строится именно так.

В этом случае очень хорошо помогают схемы. С помощью них также легко составлять устные и письменные предложения, которые позволят вам приобрести навык.

Например:

Future Simple образуется с помощью вспомогательного глагола will и глагола в начальной форме (делать - to do, плавать - to swim).

Схема будет следующая:

действующее лицо + w ill + глагол в начальной форме

I will buy a new car.
Я куплю новую машину.

После шага 1 и шага 2 вы получили знание: вы понимаете, когда используется это правило и как образуется предложение согласно этому правилу.

Теперь надо научиться использовать эти знания в жизни.

Шаг 3. Учимся составлять предложения устно и письменно

На этом этапе мы приобретаем навык, то есть способность использовать знания в жизни. Чтобы использовать грамматику английского нам нужно приобрести 2 навыка: устный и письменный. Поэтому следующее упражнение обязательно надо проделывать как устно, так и письменно.

Выше мы говорили о времени Future Simple и его образовании. Теперь нам надо научиться самостоятельно говорить (угу, именно сейчас) и писать предложения, используя это время.

Выше у нас была схема:

действующее лицо + w ill + глагол в начальной форме

Упражнение заключается в том, что теперь в нашу схему:

  • В "действующее лицо" мы ставим разных людей (я, ты, он, она, они, вы, оно)
  • В "глагол начальной формы" мы ставим действия (спать, бегать, учить, читать и т.д.)

Мы составляем следующие предложения:

I will sleep.
Я буду спать.

He will study.
Он будет учиться.

She will work.
Она будет работать

We will go to the cinema.
Мы пойдем в кино.

You will do your homework.
Ты будешь делать свою домашнюю работу.

Такие предложения нужно составлять до тех пор, пока не почувствуете, что можете легко сказать предложение в этом времени. Но не будьте роботом! Говорите предложения спокойно и осознанно. Обязательно думайте, о чем говорите. Например, когда вы говорите: "He will study", сразу в уме представляйте, что "Он будет учиться".

Затем эту процедуру обязательно надо повторить еще раз в письменном виде.

Кстати, если вы делали все шаги в статье, то теперь вы знаете, как построить утвердительные предложение в будущем времени на английском. Не сложно, правда?

Но это ещё не все. Нужно помнить, что предложения бывают 3 видов :

1. Утвердительные предложения (Он танцует.)
2. Отрицательные предложения (Он не танцует.)
3. Вопросительные предложения (Он танцует?)

Чтобы научиться полностью использовать любое правило (английское время) в речи и письме, нужно уметь строить все 3 вида предложений.

После того, как пройдете 3 шага с образованием утвердительных предложений, переходите к отрицательным, повторив эти 3 шага с ними. Затем тоже самое с вопросительными предложениями.

Важно: Учить английский - значит много повторять. При изучении грамматики очень важно постоянно повторять материал через какое-то время. Насколько бы хорошо вы не разобрали и оттренировали его, если вы не используете эти знания, то вскоре все забудете. Правильное изучение английского строится из объяснения и постоянного закрепления материала на практике.

Итак, если вы будете учить грамматику английского языка таким способом, то вы будете не только понимать и знать правила. Но также вы сможете использовать свои знания в жизни. Ведь английский язык мы учим, чтобы общаться на нем, а не пересказывать теоретические правила.

Теперь вам осталось применить то, что вы сейчас узнали с помощью этих статей:

Скажу честно, я считаю, что нет ничего проще английской грамматики. Трудности с грамматикой - чаще всего естественный результат того, что с самого начала не сформировалась точная и однозначная система значений: будь то построение и употребление времен, артикли, страдательный залог или косвенная речь.

Данная статья, прежде всего, адресована тем, кому так или иначе приходится самостоятельно разбираться в премудростях английской грамматики.

Не боясь, что меня могут упрекнуть в примитивизме, я попытаюсь не научным языком рассказать о грамматике английского языка.

Tenses Forms (Временные формы глаголов)

Я не ставлю своей целью объяснить формы построения времен. Другими словами, здесь Вы не найдете таблиц построения утвердительных, отрицательных и вопросительных предложений. Для этого достаточно открыть любой грамматический справочник.

Речь пойдет о понимании того, как пользоваться английскими временами, которые, на первый взгляд, кажутся такими не похожими на русские. Структурно, может быть, и нет. Однако, присмотревшись поближе, Вы без труда найдете много общего, поймете, что точно так же выразили бы свою мысль по-русски.

О чем общаются друг с другом англичане, американцы и другие носители английского языка. О четырех вещах:

  • о регулярном;
  • о том, что в процессе;
  • о результатах;
  • и о том, что, к сожалению, хоть уже и принесло какие-то результаты, но окончания действия пока не видно.

И самое главное - все эти четыре ситуации могут произойти и в настоящем, и в прошлом и в будущем. Попытаемся переложить слова песни на русский способ отношения к жизни:

Simple - "все просто, без затей" - регулярные, повседневные действия в настоящем, прошлом и будущем:

  • Present - "обычно завтракаю" - I usually have breakfast;
  • Past - "когда учился в школе, всегда завтракал в 7 утра" - When I was at school, I always had breakfast at 7 am;
  • Future - " в отпуске буду спать до 9" - I will sleep until 9 am when I am on holiday. Регулярно? Очень даже!

Continuous - процессы, "все течет, изменяется" - какой-нибудь процесс:

  • Present - "сейчас рассказываю Вам о том, что английский выучить легко"- I am telling you now that English is easy to learn;
  • Past - "вчера пыталась объяснить это студентам на семинаре с 5 до 7 вчера"- I was trying to explain this to my students since 5 to 7 pm yesterday;
  • Future - "с 26 по 28 сентября буду делать тоже самое на конференции где-нибудь в Воронеже"- I will be doing the same thing at the conference in Voronezh from 26 to 28 September.

Perfect - "все готово" - результаты:

  • Present - "только что получила письмо от своих коллег", "недавно закончила писать статью"- I have just got an e-mail from my colleagues/ I have finished writing this article recently. Когда начала? На самом деле не имеет значения, ведь здесь важен результат. Важно не "когда", а "уже", только что, совсем недавно, и вот, пожалуйста, результат;
  • Past - "успела сделать что-то одно до того, как случилось что-то другое, или к определенному времени". Давайте что-нибудь из бытового: "успела приготовить ужин до того, как семья вернулась с работы";
  • Future - "успею сделать что-то одно, до того, как случится что-то другое, или к определенному времени". Из личного: "надеюсь, что закончу эту книгу к концу лета".

Perfect Continuous - "молодцы, отличный результат, но продолжаем работать дальше" - если же результаты получены, а действие или проект не закончены, то варианты будут такими:

  • Present - "я учу английский уже 3 года" (для оптимистов скажу, что процесс изучения языка бесконечен, всегда есть следующий этап даже при хороших результатах);
  • Past - такая вариация в устной речи встречается редко, но ведь мы не только говорим, но и пишем... Пример для размышлений: "Вы простояли в очереди два часа, прежде, чем Вас приняли";
  • Future - этот случай - просто раритет, но, наверняка, и на Ваш век придется когда-нибудь его употребить. А в принципе ситуация не так сложна "Вы простоите в очереди два часа, прежде, чем Вас примут".

Таким образом, нам останется только заучить эти сценарии и постепенно научиться ими ловко "жонглировать".

Артикли (The Article)

Однажды в университете один преподаватель сказала мне: "Не переживай, ты никогда не будешь знать, как правильно употреблять артикли, сколько бы правил ты ни выучила. Даже лучшие из нас (имея в виду себя и других преподавателей, разумеется) постоянно попадают впросак, когда дело касается артиклей. Грамотно пользоваться артиклями могут только носители языка. Но поскольку делают они это интуитивно, то, в общем, вряд ли смогут толком объяснить, как это у них получается". Тогда она привела пример об университетской профессуре, которая отправилась в Германию на стажировку, где благополучно завалила первый же тест по грамматике. Он, к слову, был как раз по теме "Артикли".

"Ну что же, значит, не судьба" - подумала я.

Но шутка, которую на следующий день рассказал уже другой преподаватель, заставила меня передумать и все-таки разобраться с артиклями.

Дело было так. Один молодой человек обратился к прохожему в Гайд Парке, чтобы уточнить, который час. На английском все это звучало приблизительно так:
- Excuse me, sir. Can you tell me what is ___time? (пропущен определенный артикль)
- Well, sir, it"s a very philosophic question…- ответил ему прохожий.

Мораль сей басни такова - без артиклей все слова (объекты и субъекты) превращаются в пустышку, фикцию, слова-призраки или "философские размышления".

Итак, появился повод всерьез задуматься об артиклях:

  1. Основная задача артикля - показать "определенность" или "неопределенность" предмета, человека; сказать, что он "известный" или так себе, "какой-то". Отсюда, кстати, и названия артиклей- "indefinite article" (неопределенный артикль), "definite article" (определенный артикль).
  2. В русском языке артиклей нет. Это факт. Но факт также и то, что и нам не безразлично, о каком предмете или человеке мы говорим. Если он не знаком нашему собеседнику, мы обязательно отметим это в своей речи. К примеру, скажем "одна женщина", "какой-то человек". Или же, наоборот, укажем, что сейчас говорим о нашем общем знакомом/-ой - "эта знакомая", "тот преподаватель". Именно это и делают артикли. Маленькие, короткие слова, которые, к тому же и не имею перевода, несут такую внушительную смысловую нагрузку (вспомните, прохожего из нашего анекдота).
  3. И последнее, но, как говорят англичане, "not the least" - артикли "a" и "the" не являются единственным и множественным числом друг друга , у них в этой жизни совсем другие роли (см. п.1). Что касается числа, то подход следующий:

Согласование времен (The Sequence of Tenses)

Эта тема вызывает почти животный страх у тех, кто учит английский язык, о ней много пишут на форумах, а самое главное, всячески избегают использовать ее в речи.

Могу Вас обрадовать - согласование нужно не всегда, причем не потому, что согласование - это прерогатива книжной речи.

Что же все-таки согласование? Что или кого мы согласовываем?

Согласование происходит в том случае, если:

  1. предложение состоит из двух частей: главной и зависимой (главное и придаточное предложение);
  2. главная часть стоит в прошедшем времени, как правило, в Past Simple.

Другими словами, мы согласовываем зависимую часть с главной. Подгоняем ее под главную, смотрим на зависимую часть с позиции главной...

Согласование не происходит, если:

  1. главная часть стоит в настоящем времени - He says he"s going to be late;
  2. главная часть стоит в прошедшем времени, но зависимая часть выражает факт, универсальный факт, неизменную истину, "universal truth", как пишут в английской грамматике.

По поводу п. 2 приведу такой пример. Так, в одном из эпизодов любовного признания в фильме "Bridget Johns"s Diary. Edge of Reason", герой Колина Фирта в очередной раз произносит "I love you". А героиня Рене Зельвегер, как и всякая уважающая себя девушка, делает вид, что не расслышала и просит повторить еще раз. После очередной, теперь уже третьей попытки, Фирт выкрикивает "I said I love you".

Как видим, главная часть предложения "I said" стоит в прошедшем времени, что по правилу требует сделать согласование. В результате могло получиться что-то вроде "I said I loved you".

Однако этого не произошло. Почему? Надо полагать, что герой Фирта любил не только в тот момент, когда сказал об этом, а любил вообще.

Но вернемся к согласованию по правилу. Итак:

Главное предложение Зависимое (придаточное) предложение
Past Simple: действие произошло одновременно с действием в главном предложении действие произошло раньше действия в главном предложении действие произойдет после действия в главном предложении
Past Simple Past Perfect Would + infinitive
He said he loved Italian music he had been to Italy many times before he would go to Italy this summer
We knew we could rely on them they had never let us down before they would support us in all troubles

То, что в грамматике изучают по теме "Reported Speech", является лишь одним из вариантов согласования времен. На мой взгляд, достаточно понимать последовательность сочетания времен, которая показана в таблице выше.

Страдательный залог (The Passive Voice)

Должна признаться, что английское название этой темы мне нравится больше. Сразу становится понятно, что кто-то или что-то находится в пассивном, т.е. в подчиненном положении, что над ним кто-то или что-то выполняет какое-то действие.

Например, "Поэма "Руслан и Людмила" была написана Пушкиным или "Салат был приготовлен из овощей, сыра, маслин и т.д.".

"Была написана" и "приготовлен" формы страдательного залога в русском языке. Поэму написали, а салат приготовили. Кто? Может быть, и мы с Вами (по крайней мере, салат), но по предложению этого не понять. И это не суть важно, цель не в этом. Всегда ли нужно знать, кто именно выполнил это действие? Конечно, любопытно знать, что месье Оливье совсем иначе готовил свой знаменитый салат, чем мы с Вами, однако, рассказывая рецепт салата своей дочери, мать, скорее всего, скажет "Для салата необходимы...".

Хотелось бы (не дословно) процитировать одного итальянского лингвиста-позитивиста: "Язык существует для человека, а не человек для языка, мы сами создаем свою речь, сами выбираем способы, формы, слова для выражения своих мыслей, главное, быть точным, чтобы форма и содержание совпадали".

Поэтому можно дать скорее подсказки, в каких ситуация страдательный залог будет более уместным:

  1. Устная речь: деловое общение (презентации, описание графиков, любая аналитика), повседневное общение (констатация фактов, например, рассказывая, когда был построен Кремль, или из чего приготовлено блюдо, которое очень хочет заказать Ваш иностранный гость, но согласно старинной русской традиции, меню на английском языке в кафе не оказалось).
  2. Письменная речь: аналогично, но в любом случае всегда добавить оттенок почтительности и уважения к получателю письма.

Существует еще одно затруднение, с которым сталкиваешься при изучении данной темы - построение форм.

Чаще всего приходится запоминать весь список форм по разным временам, но в этом не будет необходимости, если запомнить одну вещь (при условии, что Вы, конечно, хорошо помните, как образуются времена): поставьте глагол to be в нужном Вам времени.

Всегда непросто с формами Continuous и Perfect, они дольше других запоминаются.

Решение: поставьте глагол to be в форме Continuous, как сделали бы то же самое, например, с глаголом to come или to make- I am coming, I am making, I am being и т.д.:

Вот, пожалуй, и все по теме страдательный залог и о подводных камнях английской грамматики.

А вообще-то никаких подводных камней нет, есть те, кто не умеет или боится плавать!

Grammar is the cement that holds the bricks (the vocabulary) in place.

Ronald Green

Грамматика английского языка очень отличается от русского языка и потому вызывает особые трудности у русскоговорящих студентов при изучении и освоении. Как учить английскую грамматику? С кем лучше учить грамматику? Можно ли ее выучить самому? Какой учебник лучше? – на эти и многие другие вопросы мы ответим в сегодняшней статье.

Для написания данной статьи мы опросили нескольких наших русскоговорящих преподавателей и носителей языка. Надеемся, что их ответы вам пригодятся.

Как лучше всего учить грамматику?

Вот, что ответили наши преподаватели на этот вопрос:

Вера : Прежде всего – в среднем темпе, не «галопом», но и не «зависая» на одной теме слишком надолго. И хорошо, когда есть преподаватель, который не только показывает «формулы», но и помогает начать думать их структурами.

Ольга Ингланд : Теория хорошо укладывается на практике, поэтому я предпочитаю практическую грамматику (напр., работать с текстом, в котором встречаются изучаемые правила).

Ольга Френсис : Очень помогает систематизация времен в таблице, где указываются названия времен и их составляющие. Построение некоторых ассоциаций тоже полезно. Добавление маленьких рисунков в табличку делает процесс запоминания времен веселее. Например, если это Present Simple, то можно ассоциировать его с дождем, символизирующим скучную рутину, это действия, которые происходят постоянно, каждый день (I go to work every day). Present Perfect – корочка от съеденного арбуза, показывающая результат действия (My friend has eaten the water-melon). Также постоянные переводы с русского на английский, когда времена сравниваются, т. е. тренируются предложения в похожих временах и тех, которые вызывают путаницу в голове. Когда вы уже овладели всеми временами, очень полезен перевод одного и того же предложения во всех временах. Это помогает ориентироваться в них и запомнить нюансы употребления всех времен. На мой, взгляд, важно понять логику построения предложений, строить ассоциативные связи, запомнить какая структура соответствует какой функции в речи. Например, мы используем Subject + will +Verb для выражения обещаний, предположений, высказывания опасений и т.д. Сначала нужно понять в какой ситуации употребляется структура, ее значение, а затем ее форму, ее составляющие. И, конечно, как можно больше упражнений в современных зарубежных учебниках.

Thea : I firmly believe that each student learns in a specific way that best suits that individual, so this is one of the hardest questions that teachers have to answer. One of the most important steps in your learning journey is to identify which methods work best for you and focus on those areas that do indeed lead to success on a personal level. Some students are able to absorb grammar from texts and listening exercises, while others need to focus on it specifically and devote study time to completing grammar exercises to really understand specific grammar points. By identifying your language learning strengths and weaknesses and discovering the methods which best suit you, you will be able to focus on what works on a very individual level.

Gary Jones: The best way to study grammar is with a teacher. You need someone to tell you when you are speaking correct and to correct your mistakes. It maybe possible to learn the rules for grammar, but to applly them in writing or speach you will need the help of a teacher. They can explain the rules and which ones apply to different situations.

Kate: There are many different approaches to learning English grammar: pay attention, read books, listen to yourself, work meticulously to name a few. Each approach will differ in effectiveness according to the person’s preferred way of learning. With certain grammatical rules and exceptions to the rules it is important to incorporate memorisation into any approach used, and also to try learning grammar one rule at a time.

Jamie: The best way to study grammar is with a local teacher. They will be much better at the technical side of the language.

Таким образом, учить грамматику английского следует:

  • в правильном темпе
  • учитывая ваш стиль обучения (как вы лучше запоминаете материал)
  • в контексте (на реальных примерах из аутентичных книг, тут же применяя изученное правило в своей письменной или устной речи, рассказывая о себе, чтобы были личные ассоциации)
  • системно
  • используя таблицы и наглядные иллюстрации
  • проделывая упражнения из современных зарубежных учебников
  • с преподавателем
  • и стараться, говоря на английском, следить за правильностью своей речи

С кем лучше учить грамматику: носителем или русскоговорящим преподавателем?

Вера: На начальном этапе, «с нуля», заниматься с носителем языка, по-моему, – это искать себе лишние сложности, а впоследствии все зависит от профессионализма преподавателя.

Ольга Ингланд: Я встречала немало иностранцев, преподающих русский язык гораздо доходчивее, чем русскоговорящие. Считаю, что иностранцы, освоившие неродной язык, могут лучше объяснить грамматику, чем носители.

Jamie: A local teacher learns the rules and can communicate the technical subject well in the students language but even a good local teacher does not ‘hear’ the mistakes as well as a native speaker or really understand the idiosyncrasies or exceptions of the English language. Emmersion is essential to move on to the higher levels but native speakers are not normally as good at grammar as a ‘good’ local teacher. To me, English is an art. To the local teacher it is a technical subject. Very different.

Итак, учить грамматику лучше с русскоговорящим преподавателем, а практиковаться в использовании структур с носителем языка.

Можно ли выучить грамматику самому без учителя?

Ольга Френсис: Выучить самому будет очень сложно, нужно быть человеком с большой силой воли, отличным логическим мышлением и желательно знать другие языки. В этом случае можно сравнивать языковые структуры и учить самому. Сами способны учить язык обычно преподаватели языка и переводчики. Все же обычно это малоэффективно и человека не хватает надолго разговаривать с самим собой. Язык нужен для общения с другим человеком, и учить его следует общаясь не только с книжкой. C преподавателем этот процесс будет быстрее, приятнее и эффективнее.

Вера: Можно, но это сложнее, и больше вероятности заработать неуверенность в себе и пресловутый языковой барьер

Ольга Ингланд: Конечно, можно. Сама учу испанский таким образом;

Kate: Certainly it is possible to learn grammar without the aid of a teacher, however this involves being very self motivated and disciplined. Many learners of a new language would find it more beneficial to have first hand information from a native speaker who could guide them in their learning process.

Gary Jones: It maybe possible to learn the rules for grammar, but to applly them in writing or speach you will need the help of a teacher. They can explain the rules and which ones apply to different situations.

Вывод: ответ на этот вопрос во многом зависит от вас: усидчивости, наличия у вас материалов и времени. С профессиональным преподавателем процесс освоения грамматики будет более быстрым и продуктивным.

Сколько упражнений нужно сделать, чтобы усвоить правило?

Ольга Ингланд: Это зависит от способностей студента и/или отведенного времени.

Вера: У всех людей процесс усвоения индивидуален, но обычно – 10-20 упражнений, а дальше лучше вплетать отрабатываемые структуры в практику речи.

Ольга Френсис: Все зависит от сложности правила, т размера упражнения, единого рецепта нет, но это как минимум два – три упражнения для начала. В среднем около пяти. Затем с поялением новых правил, предыдущие нужно освежать проделыванием новых упражнений.

Gary Jones: Every person is different. this is a very difficult question to answer. It depends on the student of how hard they are going to study and how quickly they will understand the material that is being taught.

Kate: It depends on a person’s memory skills. Do the grammatical rule and practise it as many times as it takes for you to remember it. Using it on a daily basis will help.

За какое время можно выучить всю грамматику английского?

Вера : Никогда не задавалась такой целью! Мы и в родном языке всю грамматику не знаем. Но за год – полтора подготовить, например, к поступлению в ВУЗ вполне реально.

Ольга Ингланд: Зависит от уровней мотивации и способностей студента. Английский относится к самой простой языковой группе: нужно всего полгода интенсивных занятий, чтобы научиться читать, писать и говорить на достойном уровне. Вот с арабским или китайским все гораздо сложнее.

Ольга Френсис: Все зависит от цели изучения грамматики и насколько интенсивно занимается человек. При интенсивных занятиях (хотя бы 4 астрономических часа в неделю) – 2 года (при изучении не только грамматики, конечно) Этого будет достаточно для более менее свободного общения и грамотного употребления языка. На овладение грамматики в профессиональных целях уйдет гораздо больше времени.

Kate: Again this depends on the person and how much time they dedicate to memorising and practising the rules. There is no set time for learning a language- any language – or it’s grammar, it is dependant on your self motivation and how often you get to practise using it. The more you use a language the quicker you will acquire the rules for speaking it when actively studying them.

Ответить

Грамматика – это, без преувеличения, одна из самых противоречивых и болезненных тем для любого, кто хочет изучить английский язык. Особенно много вопросов она вызывает у тех, кто решился уйти в свободное плавание и попробовать выучить иностранный язык самостоятельно. Какой грамматический учебник выбрать? Сколько упражнений надо делать? Как уложить в своей голове кучу теоретических правил, а потом еще и мгновенно их вспоминать во время разговора? Почему не получается? Может, у меня плохая память? Может, у меня нет таланта к языкам и вообще, это не для меня? Попробуем разобраться, что же со всем этим делать.

На самом деле, очень жаль, что в этих бесконечных вопросах люди редко доходят до сути. Следовало бы также спросить себя: а почему так скучно? Так вообще должно быть? И действительно ли грамматика настолько необходима? Мысли в этом направлении часто ставят нас в несколько неудобное положение, потому что начинают прямо противоречить всем тем установкам, которые были заложены и намертво зацементированы еще в школе. Так, у большинства уже не вызывает сомнения тот факт, что для изучения языка необходимо в течение долгого (неопределенно долгого) периода времени заниматься скучными вещами. Королевское место среди них по праву занимают грамматические упражнения.

Не могу не согласиться, что это очень удобно. Действительно, процесс освоения языка таким образом приобретает очень четкие и определенные границ. Нужно всего лишь постепенно переходить от одного правила к другому, параллельно проделывая горы упражнений “на закрепление”. И когда дойдешь до конца, на тебя снизойдет благодать в виде свободного владения языком. Конечно, если до этого момента не забудешь все то, что учил в предыдущие годы. Если же что-то забудется, то всегда можно вернуться назад и пройти все снова, ибо без этого ну никак не выучить иностранный язык. Удобно, правда?

Доходит до смешного. В самом начале работы с учащимися я всегда даю задание определить собственные цели. Грубо говоря, зачем английский нужен лично тебе? Что конкретно ты хочешь улучшить, и это тебе даст? Так вот, неоднократно встречаю ответ, в котором фигурирует слово грамматика : «Я хочу улучшить английскую грамматику». За этим следует длительное докапывание до сути, зачем человеку нужна такая абстрактная штука? Зачастую оказывается, что такая вот грамматика-самоцель имеет под собой общее повышение уровня. А формулируется цель именно так – очень уж тождественными кажутся эти процессы – овладение языком и работа над грамматикой .

По правде говоря, противоречивым вопрос грамматики представляется не только новичкам, но и опытным полиглотам. Их отношение к изучению грамматики варьируется от необходимости скрупулезного штудирования правил до почти полного абстрагирования и сосредоточения на общении.

Поэтому идеального рецепта по грамматике, сколько времени ей посвящать и на каких этапах, к сожалению, нет. Единственное, что можно сделать, так это четко показать суть и результат изучения правил. Руководствуясь этим и своими языковыми целями (реальными, а не навязанными!) каждый может определить собственную формулу успеха.

Что нужно делать для того, чтобы развить определенное умение или навык? Скажем, вы хотите играть на фортепиано. Все понимают, что для этого необходимо изучить нотную грамоту (что занимает не так много времени), а затем – практиковаться. А это значит – уже начинать играть, сначала простенькие этюды и песни, постепенно увеличивая сложность произведений. Играть систематически, желательно – ежедневно. Если вас очень увлекает сам инструмент, вы можете, конечно, изучить досконально все о его строении, истории создания, механизм работы. Но сколько бы книг на эту тему вы ни читали, и сколько бы вы сосредоточено не смотрели внутрь, в игре это вам никак не поможет.

Именно так я вижу и процесс овладения иностранным языком. Бесспорно, на нулевом этапе нужно уделить определенное внимание теоретическим основам. Но в дальнейшем работать нужно над теми навыками, которые вам нужны. Если хотите читать книги в оригинале – начинайте их читать (адекватно оценивайте свои силы, выбирайте тексты в соответствии с вашим уровнем). Если мечтаете о свободном общении с друзьями-знакомыми на английском – начинайте говорить с ними уже сейчас, пробуйте выражать свои мысли .

В этом заключается преимущество, но вместе с этим – сложность в изучении английского. С одной стороны, многие из нас уже имеет вполне достаточную базу для того, чтобы хоть как-то читать, понимать и говорить на английском (спасибо школьным урокам). С другой – осуществить этот переход от привычной проработки упражнений к использованию иностранного языка естественным образом, в реальной жизни, может быть чрезвычайно сложно и дискомфортно.

Но нужно четко осознать: чем больше времени вы уделяете грамматике, правилам и упражнениям, тем больше вы теоретизируете собственные знания, движетесь в сторону филологического образования. Так вы учите информацию о языке, а не приобретаете конкретных умений: говорить, писать, понимать речь носителей. Если же английский вы хотите использовать, а не описывать, то стоит серьезно задуматься о существенных изменениях в том, что именно вы делаете.

Рекомендуем почитать

Наверх